Шаговые двигатели и контроллеры в моем магазине duxe.ru Свето диоды, фонари, драйвера

Актуатор "Супер Мощный Жак".

Н.Филенко.

Давно мечтал приспособить спутниковый актуатор для самодельного станка с ЧПУ, и вот наконец получил это забугорное чудо - HARL3618+.


Размеры впечатляют, длина в сложенном состоянии почти 60 см, а с полностью выдвинутым штоком 110 см.


Первое, что захотелось с ним сделать - разобрать и посмотреть из чего он состоит :
Но решил сначала испытать, на что он способен. Попытки подъема с его помощью шести нашедшихся в гараже кирпичей показали, что даже при питании напряжением 12 вольт (вместо паспортных 36) для "мистера Жака" это игрушечное занятие. Ток двигателя даже не достиг 0,6 А, а сам двигатель даже не замедлил скорость. Задача посерьезнее - между болтом на моторном блоке и наконечником штока привязан оцинкованный провод диаметром 4 мм, подано 24 Вольта - рвет провод "как тузик тряпку", правда ток подпрыгнул до 1,7 А. С несколько меньшим усилием (ток 1,4 А) поднимает вес 85 килограммов. Больше издеваться не стал, производитель гарантирует усилие 250 кГ, поверим на слово.
Измерил скорость перемещения штока при напряжении 36 вольт - примерно 6 мм секунду с нагрузкой "6 киропичей".
Погонял 30 минут с такой нагрузкой - двигатель даже не нагрелся.
Осматриваю со всех сторон, проверяю люфт штока, и вот оно - первое разочарование - люфт около 0,4 мм. Это много, нужно при разборке посмотреть в чем дело.
Разбираю.
Открутив единственный болт на моторном отсеке, с легкостью отсоединяю шток вместе с наружной трубой от моторного блока.
Так выглядит моторный блок.


Теперь снимаю крышку моторного блока.


Под крышкой обнаруживаются клеммные колодки, кулачковый вал, пара микропереключателей и непонятного назначения диск(с левой стороны)
Изучив схему на крышке блока прихожу к выводу, что это магнит, а ниже его расположен сенсор, или магнитный датчик. Магнит закреплен на выходной шестерне редуктора и вращается синхронно с винтовым валом. Измеряю количество импульсов на оборот - очень мало, всего 6. Не утерпев, снимаю магнит и вставляю в отверстие вал оптодатчик от мышки - как тут и было!


Осталось вклеить ось и разместить оптопару в нужном месте.
Все таки 40 импульсов на оборот - уже что то!
Продолжаю осматривать эту часть моторного блока.
Обнаруживаю кулачки рядом с микровыключателями, это ограничители перемещения штока. На микровыключателях пара диодов, ведь управление идет всего по двум проводам, с помощью реверса питания.


Радует, что кулачки легко переставляются, значит ограничить ход штока не составит труда.
Откручиваю площадку, на которой все это стояло и переворачиваю ее.
На фото слева промежуточная шестерня привода штока, справа - шестерни редуктора ограничителя хода. Эти мелкие шестеренки связаны с кулачками ограничителя.


Ну и вот самая большая, шестерня, связанная с винтовым валом.


В центре видно углубление, это простейший вариант соединения вала с шестерней.

Осталось разобрать мотор, посмотреть что и как.
Он чем то похож на двигатель от вентилятора жигулевской печки, примерно такой же мощности 25-40 Ватт.
Это ротор.


Это передняя крышка с щеткодержателем.


Это задняя крышка. Разочаровало то, что вместо подшипников стоят бронзовые втулки,
Значит срок службы ограничен.


Ну вот и все с мотором, теперь самое интересное - узел штока.
Устроен он просто - Внешнияя труба -чехол, в ней со стороны моторного узла закреплен подшипник,


в подшипнике гайкой зафиксирован хвостовик винтового вала. Сам шток напрессован на капроновую гайку и вставлен во внешнюю трубу.
Вот узел в разобранном состоянии.


Наконечник штока запрессован в шток.
При разборке обнаружилась причина люфта - гайка, крепящая хвостовик винтового вала не доставала до подшипника доли миллиметра, из-за чего винтовой вал свободно перемещался вдоль оси. При обратной сборке установил шайбу и сильно затянул гайку, люфт исчез. На фото виден отрезок стержня, вставленный в отверстие в конце вала, это "муфта", соединяющая вал с шестерней моторного блока.


Ну и наконец винтовой вал и гайка.


Вал довольно тщательно обработан, гайка сделана из похожего на капрон материала.


Интересен профиль резьбы на валу:
В отечественной технике такой не встречался.
Данные резьбы. Шаг 1/8 дюйма (3,175 мм) , диаметр наибольший примерно 13 мм , диаметр наименьший - примерно 10,5 мм.
НУ вот вкратце и все о "Мистере Жаке". Как приспособить его к станку уже давно придумано, осталось засучить рукава!

<<<--Вернуться назад