ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ ОБ УСКОРЕНИИ ДВИГАТЕЛЯ.
Исследования проводились для схемы простой коммутации, состоящей из генератора прямоугольных импульсов 100-2000 Гц и ключа на транзисторе КТ829А.
Длительность фронтов и спада генератора 1-2 микросекунды, максимальная частота транзистора 10 мГц.
СХЕМА.
ПОКАЗАНИЯ.
Начальные измерения проводились на калиброванной развертке осциллографа 1 миллисекунда на большое деление сетки экрана.
Вначале испытаниям подвергся широко распространенный шаговый двигатель TYPE 103-550-0149 Напряжение питания 12 вольт, пиковый ток поддерживался на уровне 1А .
Осциллограмма при скорости 200 шагов в секунду(длительность импульса 5 миллисекунд, момент двигателя достаточный, его практически невозможно повернуть пальцами за вал.
Осциллограмма при скорости 500 шагов в секунду (длительность импульса 2 миллисекунды). На осциллограмме видно, что ток обмотки уже не успевает достичь своего максимума, момент двигателя ощутимо падает, вал с трудом, но можно провернуть пальцами.
Осциллограмма при скорости 1000 шагов в секунду (длительность импульса 1 миллисекунда). Ток обмотки настолько не успевает достичь своего максимума и момент двигателя настолько сильно падает, что вал двигателя легко вращается пальцами.
А вот так изменяется осциллограмма на скорости 500 шагов при максимально нагруженном двигателе(на грани пропуска шагов)
Намного хуже ситуация при проверке двигателя ШД-5, двигатель питался напряжением 4 Вольта, пиковый ток обмотки установлен на уровне 5А.
Даже на скорости 200 шагов в секунду,(длительность импульса 5 миллисекунд) двигатель ощутимо терял момент, а ток обмотки не успевал вырасти даже до половины своего оптимального значения.
Улучшить ситуацию в случае с ШД-5 удалось подключением последовательно с обмоткой резистора на 10 Ом и увеличением питающего напряжения. Так выглядит осциллограмма. Длительность импульса такая же как и на предыдущем фото – 5 миллисекунд.
А это осциллограмма тока в обмотке двигателя TYPE -103-550 на скорости уже 2000 шагов в секунду при установке последовательно с обмоткой резистора 30 Ом и напряжении питания 50 Вольт. Обратите внимание, длительность импульса составляет всего 0,5 миллисекунды(скорость развертки 0,1 миллисекунды на большое деление).
И наконец осциллограмма тока в обмотке того же двигателя TYP-103-550, при подключении схемы ШИМ. Частота ШИМ выбрана 35 кГц, ток обмотки 1А, напряжение питания - 80 вольт. Длительность импульса 0,5 миллисекунды, что соответствует скорости вращения 2000 шагов в секунду.
Момент двигателя на валу практически такой же как и в случае с простым включением при скорости 200 шагов в секунду. К сожалению, частота ШИМ для двигателя великовата, двигатель ощутимо греется.
Измерения проводились в этой лаборатории.
Удачи!